The Times опровергает 10 распространенных мифов о катастрофах.
Мифы о катастрофах часто страшнее реальности,
утверждает на страницах The Times журналистка и писательница Аманда
Рипли, которая много лет писала о разнообразных чрезвычайных ситуациях
и брала интервью у выживших. В своей статье она опровергает 10 самых
распространенных мифов о катастрофах и стихийных бедствиях.
Вопреки распространенному убеждению, даже серьезные
аварии в авиации (включая пожары) не обязательно фатальны: 56%
пассажиров, попавших в такие катастрофы с 1983 по 2000 год, остались
живы. "Главное, побыстрее покинуть самолет", - пишет автор,
подчеркивая, что лучший способ подстраховаться - это заранее прочесть
буклеты по технике безопасности, так как в состоянии испуга мозг очень
плохо обрабатывает новую информацию.
Безудержная паника, изображаемая в
фильмах-катастрофах, в действительности большая редкость: обычно люди
становятся кроткими и покорными, пишет автор. "Это порождено
естественным отбором: те, кто перед лицом опасности впадает в истерику,
редко остаются живы", - отмечает Рипли.
От катастроф чаще страдают бедняки - в том числе
бедные страны, подчеркивает Рипли. Два землетрясения - в Калифорнии в
1994 году и в Пакистане в 2005-м, были одинаковыми по силе и радиусу
разрушений, но в США погибло всего 63 человека, а в Пакистане - около
100 тыс., сообщает издание.
Стихийные бедствия редко бывают неожиданными: так,
ураган "Катрина" был за много лет предсказан учеными, журналистами и
чрезвычайными службами во всех деталях. "Беда в том, что мы слишком
плотно застроили побережье, уничтожив природные буферы типа мангровых
лесов", - поясняет автор.
В чрезвычайной ситуации благоразумие обычно важнее
физической силы, замечает автор. Среди выживших в цунами 2004 года было
больше мужчин, так как многие женщины не умели плавать. Однако в США
мужчины чаще гибнут при наводнениях и ударах молнии, так как часто
медлят с эвакуацией.
При пожаре следует рассчитывать только на себя,
соседей или коллег, так как пожарные не могут появиться на месте
моментально, отмечает Рипли.
Учебные тревоги - это не пустая трата времени:
"когда комната полна дыма, приходится пробираться на ощупь, а это очень
опасно: в современном здании дым очень быстро становится ядовитым", -
пишет Рипли, советуя отработать до автоматизма путь к ближайшему
выходу.
Истории о мародерстве и изнасилованиях при крупных
катастрофах значительно преувеличены, считает автор. Если такое и
случается, то в неблагополучных районах.
В первобытный инстинкт "сражайся-или-беги", который
якобы включается в нештатных ситуациях, Рипли не верит. "В
действительности люди очень часто не спасаются от смертельной угрозы, а
замирают, словно бы впадая в летаргический сон", - пишет она, ссылаясь,
например, на катастрофу парома "Эстония" в 1994 году. Возможно, речь
идет о защитном механизме: человек или животное прикидывается мертвым,
чтобы спастись от хищника. Теперь стюардесс учат дико вопить: "Уходите
из самолета!", и, как показывает практика, это выводит пассажиров из
ступора, отмечает автор.
Герои, как и все нормальные люди, чувствуют страх,
но им страшнее бездействие, чем действия, отмечает автор. Например,
американец Роджер Олиэн, который зимой бросился в реку - спасать людей
из разбившегося самолета, просто не хотел чувствовать себя трусом.
|